Назад Домой Вверх Дальше

horizontal rule

Ампутация сознания, или немного воска для ослиных ушей

Насилие на экране и в жизни.

В параграфе «Телевидение как технология разрушения сознания» автор трактует современное телевидение и его работников следующим образом:

Так небольшая профессиональная группа - творческие работники телевидения превращаются в организацию, в особую спецслужбу, ведущую войну против сознания и мышления всей массы своих соотечественников.

Здесь автор уже привычно подпадает под влияние своих же теорий. Что значит «всей массы своих соотечественников»? Какая «масса»? Рабочий и учитель в этой «массе» получаются плотно спрессоваными в одно целое и с капиталистами, и с чиновниками, и с буржуазной интеллигенцией, и вообще со всеми теми, кто живет эксплуатацией или доходами с нее. Это ошибка, но мы о ней уже достаточно много говорили.

И «войну» они ведут, в первую очередь, за свой собственный карман. Говорят чаще всего то, что им прикажет руководство канала, которое озабочено не тем, как бы им побыстрее «угробить Россию» по заказу «американцев», а своей собственной прибылью, своими рейтингам. В том-то и дело, что стремление к извлечению ПРИБЫЛИ сегодня вступает в непримиримое противоречие с развитием производительных, культурных и других сил общества. Вот в чем причина отвратительных реалити-шоу ТНТ. Они рассчитаны на извлечение прибыли, и достигают этого удовлетворением низменных инстинктов потребителя (в данном случае «подглядывание»). Смешно, что сам автор это «понимает»:

Таким образом, уже рынок, независимо от личных качеств теле-предпринимателей, заставляет их развращать человека

но только «время от времени», потом снова забывает и продолжает повествовать о «манипуляциях».

Пресеките возможность ТВ к извлечению прибыли, и вы получите «скучное», но более «правильное» советское ТВ. Установите активный общественный контроль и принцип альтернативы (разные каналы с разным подходом к управлению и финансированию) – и получите ТВ будущего, которое, несмотря на свою удаленность от идеала, будет более гармонично содействовать культурному и интеллектуальному развитию общества и при этом не давить на него отсутствием выбора.

Что же касается политики «западного телевидения», то, в изложении автора, она кажется довольно странной. То оно отгораживает обывателя от страданий и ужасов «третьего мира», убаюкивает его «National Geograрhic» - и это «манипуляция», то, напротив, показывает слишком много ужасов о бедствиях сомалийцев - и это тоже «манипуляция»! Было бы неплохо, если бы автор дал какие-то свои критерии отбора видеоматериалов. Потому что вот такие эмоциональные спекуляции автора (сделанные, впрочем, из самых лучших побуждений) особо не убеждают:

Но представим, что умирает ребенок у европейца. И врываются, отталкивая отца, деловые юноши с телевидения, со своими камерами и лампами, жуя резинку. Записывают зрелище агонии. А назавтра где-нибудь в баре, какой-то толстяк будет комментировать перед телевизором, прихлебывая пиво: «Гляди, гляди, как откидывает копыта, постреленок. Как у него трясутся ручонки».

Как будто бы, если «какой-то толстяк» вот так вот скажет о сомалийском ребенке, то большинством людей «западного» общества это будет воспринято нормально! Зачем эти яркие образные передергивания! Напомню, что в далеко «не западных» странах (мусульманских например), наблюдались празднования по поводу успешного теракта 11 сентября (да и в России находились люди, вопившие: «Так им и надо!»). Ну и что, объявлять теперь такую реакцию признаком ВСЕГО мусульманского мира? Конечно, нет! В каждом обществе можно найти людей, не вполне адекватно воспринимающих реальность, но нельзя делать выводы, ориентируясь только на них.

Так, например, американец, зашедший на российский форум после событий 11 сентября и увидевший запись вроде: «Получили, пиндосы, чего хотели!», - должен теперь возненавидеть всю страну и всех ее жителей?

Изображение сцен насилия - точно такая же неоднозначная проблема. Иногда не удается добиться художественной выразительности фильма, если тупо вырезать из него сцены насилия. Например, что останется от того же «Механического апельсина» Стэнли Кубрика, который несколько раз приводил в пример Сергей Георгиевич? Что будет, если вырезать страшные и реалистичные сцены насилия из романа «Тихий Дон» (здесь мы переходим к литературе)? Насилие существует в огромных масштабах в ЖИЗНИ, и если произведение реалистичное, то оно не может совсем его обойти. Другое дело, какую задачу ставит перед собой художник: изображение насилия ради него самого, ради того, чтобы «пощекотать нервы» зрителя, или насилие служит ему в качестве необходимого элемента, который может в зависимости от целей и способностей художника ОТВРАТИТЬ от неоправданного насилия, сделать прививку от него.

Говоря о «потреблении образов», Сергей Георгиевич проводит смелые параллели между свингерами и любителями видеопыток. Люди, которые покупают садистские кассеты, если следовать его логике, - следующий этап «развития» пресытившихся свингеров. Стоит отметить, что довольно опасно делать такие выводы, не заручившись надежными статистическими данными. Ведь можно сказать, что раз сигарета – легкий наркотик, то следующая ступень «развития» курильщика – употребление героина. Не стоит вот так вот драматизировать и записывать большую часть членов «общества потребления» в любителей такого рода «образов». Стоит отметить, что многие люди очень четко ощущают грань между обычным порно и детским.

У нас в России, например, борьба с детским порно на государственном уровне практически не ведется. И все же увлечение им не стало массовым. Слишком много людей относятся к этому РЕЗКО отрицательно и пользуются всеми возможностями, чтобы пресекать распространение информации о нем (в виде объявлений на форумах, ссылок и т.д.). И это свидетельство существования мощного инструмента общественного саморегулирования. К сожалению, эта деятельность ограничена возможностями виртуального пространства (российские сайты, «засевшие» в доменах com и пр., почти невозможно закрыть), не распространяется на реальный мир, и проблема съемок детского порно остается одной из острейших в нашей стране.

А вот такая критика:

Запад втягивается в то, что философы уже окрестили как «молекулярная гражданская война» - множественное и внешне бессмысленное насилие на всех уровнях, от семьи и школы до верхушки государства.

неконструктивна по своей сути. Ибо автор просто-напросто забывает масштабы насилия, царившего «на всех уровнях, от семьи и школы до верхушки государства» (кстати, на какой-такой «верхушке»)? в так называемых «традиционных» обществах, даже в том же самом СССР (хотя и в меньших масштабах). Вспомните школьные разборки, насилие в тюрьмах, проблемы с дедовщиной в армии и т.д.

horizontal rule

Назад Домой Вверх Дальше
Используются технологии uCoz