Назад Домой Вверх Дальше

horizontal rule

Ампутация сознания, или немного воска для ослиных ушей

Литургическое значение крестьянства.

Главное в аутистическом мышлении то, что оно, обостряя до предела какое-либо стремление, нисколько не считается с действительностью.

С.Г. Кара-Мурза «Манипуляция сознанием»

И опять начинаются противоречия. Одна из глав называется «Объективные предпосылки для успешной манипуляции сознанием советского человека». А что недавно писал автор? Правильно:

Для анализа нашего массового сознания не годится методология упрощенного истмата с его понятиями «объективных предпосылок» и «социальных интересов».

То объективные предпосылки годятся, то не годятся. То ли дождик, то ли снег, то ли будет, то ли нет. Ну, это, впрочем, мелочи. Рассмотрим те «объективные предпосылки», которые предлагает нам автор. Сергей Георгиевич пишет:

Откуда вырос советский проект, и какие потребности он считал фундаментальными? Он вырос прежде всего из мироощущения крестьянской России. Отсюда исходили представления о том, что необходимо человеку, что желательно, а что - лишнее, суета сует. В ходе революции и разрухи этот проект стал суровым и зауженным. Носители «ненужных» потребностей были перебиты, уехали за рубеж или перевоспитались самой реальностью. На какое-то время в обществе возникло «единство в потребностях».

Вот видите, как все просто. Видимо «кубинский проект» возник из мироощущения крестьянской Кубы, «китайский» - из мироощущения «крестьянского Китая» и т.д. Марксизм – это так, сбоку припека, досадное «евроцентристское» учение, каковое вообще ни при чем.

Сергей Георгиевич даже не вспоминает о гражданской войне в деревне, о сопротивлении крестьянства продразверстке, о последующем сопротивлении крестьянства коллективизации и т.д. О том, что само крестьянство было дифференцированно и делилось на зажиточных, средних, бедных и вообще безземельных, причем последние две категории составляли немногим менее половины от общей массы крестьян. (В. И. Ленин «Развитие капитализма в России» http://www.magister.msk.ru/library/lenin/len03v00.htm ).

Почему-то Сергей Георгиевич совсем не учитывает того, что крестьянское население тех областей России, в которых преобладало зажиточное население, в основном, воевало на стороне «белых». Оказывается, это объяснялось не экономическими причинами (зачем богатому крестьянину земля для всех, ему нужны батраки для обработки собственных угодий), а тем, что они были «носителями ненужных ценностей».

Что нужно крестьянину по Кара-Мурзе? Не так уж много:

Чем же отличается крестьянская жизнь от «городской»? Тем, что она религиозна. А значит, земные потребности просты и естественны, зато они дополнены интенсивным «потреблением» духовных образов. Речь идет не столько о церкви, сколько о космическом чувстве, способности видеть высший смысл во всех проявлениях Природы и человеческих отношений. Пахота, сев, уборка урожая, строительство дома и принятие пищи, рождение и смерть - все имеет у крестьянина литургическое значение. Его жизнь полна этим смыслом. Его потребности велики, но они удовлетворяются внешне малыми средствами.

Вот так вот все просто. Сергей Георгиевич наступает на те же грабли, что и «народники», с которыми полемизировали социал-демократы в конце 19-го - начале 20-го веков. Вместо конкретных научных понятий, вводится метафизический бред, который нельзя проверить. Какое к черту «интенсивное потребление духовных образов»? Какое «космическое чувство»? Подменять реальные категории идеалистической чепухой – не самый лучший способ строительства «альтернативных теорий».

В наличии у нас имеется деревня, неграмотная, забитая, обездоленная. Имеется крестьянство, не однородная «духовная масса», а дифференцированное, разделенное на крупных, средних, мелких собственников и сельскохозяйственный пролетариат. Также есть огромные помещичьи угодья, обрабатывающиеся безземельными и малоземельными крестьянами. Видите ли, помещиков перебили, потому что они были «носителями ненужных потребностей». Да потому, что они владели большей частью земли, получали с нее доход и не хотели ее отдавать, вот в чем причина! При чем тут «литургическое значение» и пр.?

Почему в авангарде революции шли рабочие, а не крестьяне? Почему социалистические революции совершались марксистами, а не народниками? Знает ли автор, что ни Англия, ни Франция не решились на масштабную интервенцию против молодого и обескровленного войной и разрухой Советского государства во многом благодаря громадному росту МЕЖДУНАРОДНОГО рабочего движения. Из-за боязни вызвать стачки, волнения, восстания в своих собственных странах. Давление зарубежного рабочего движения способствовало международному признанию Советской Республики, давало молодому государству рычаги воздействия на руководство капиталистических стран.

Когда Германия продолжала угрожать Советской России, даже после подписания Брестского мира, и фактически не было реальной возможности для того, чтобы ей противостоять, что спасло положение? «способности видеть высший смысл во всех проявлениях Природы»? Нет! Германская революция, совершенная немецкими рабочими и крестьянами! Почему Франция увела свои экспедиционные силы из Одессы? Потому что рядовые французские солдаты не хотели воевать с большевиками.

При рассмотрении истории социалистических революций ни в коем случае нельзя не учитывать влияния международных сил. Сведение всего к какому-то крестьянскому сознанию, крестьянскому «проекту» - это попытка выдать желаемое за действительное.

С другой стороны, никак нельзя игнорировать тот факт, что «социалистические» революции, в основном, происходили (и побеждали) не в промышленно развитых странах («передовых капиталистических»), а в странах аграрных, с еще не отжившими феодальными порядками. К анализу причин этого мы еще вернемся в других работах.

Пока же посмотрим, что предлагает нам автор:

Жизнь в большом городе лишает человека множества естественных средств удовлетворения его потребностей. И в то же время создает постоянный стресс из-за того, что городская организация пространства и времени противоречит его природным ритмам. Думаю, стратегической ошибкой была принятая в период индустриализации ориентация на промышленное развитие в крупных городах (мегаполисах). Опора советского строя - село и малые города, их и надо было укреплять и развивать. Видимо, на это не хватало средств, да и расщеплено было сознание наших марксистов, увлеченных идеей прогресса.

Вот как. Ближе к природе! Назад в пещеры! А прием антибиотиков, между прочим, противоречит природе человека, это искусственно, надо положиться на «естественные силы» организма. Пусть миллионами вымирают слабейшие, какие проблемы, главное – естественность, «природность». Кстати, и проблемы с болями в позвоночнике у человека вызваны, в основном, его «неестественным» положением при ходьбе. Надо, значит, вставать на четвереньки, ведь у животных таких проблем нет.

Автору не нравится «отрыв от корней», который происходит у жителя крупного города. Но он опять рассматривает явление только с одной стороны, забывая о прогрессивном значении, крупных городов и о том, что возникновение мегаполисов обусловлено далеко не волевым решением сверху, а является закономерным, объективным процессом. Рассмотрим это подробнее на примере возникновения большого города практически «с нуля» (мы будем рассматривать возникновение промышленного центра, торговые и политические центры проходят сходные этапы развития). Кстати, о возникновении промышленных центров можно прочитать в работе Ф. Энгельса «Положение рабочего класса в Англии».

horizontal rule

Назад Домой Вверх Дальше
Используются технологии uCoz