Вначале происходит концентрация связанных между собой производственных мощностей. Например, недалеко от месторождений богатых природных ресурсов возникают структуры добывающей промышленности. Часто экономически ВЫГОДНЕЕ расположить здесь же обрабатывающие предприятия. Итак, мы уже имеем, как минимум, 2 комплекса крупных предприятий, в каждом из которых задействованы тысячи рабочих (это не считая множества мелких, вроде ремонтных и т.д., не считая того, что часто выгоднее построить рядом еще станкостроительный завод и пр.). Рабочим и специалистам необходимо где-то жить, и, следовательно, создаются жилые комплексы, в строительстве и обслуживании которых задействованы много людей. Появляется потребность в городских службах, предприятиях пищевой и легкой промышленности, развивается сектор услуг, также впитывающий в себя тысячи рабочих рук. Удовлетворяется возникшая потребность в культурном досуге, возникают многочисленные образовательные учреждения.
Естественно, что масса сельского населения, привлеченная более комфортными условиями жизни, большими возможностями, более высокооплачиваемым и «чистым» трудом, хлынет в города (и главное – потребность растущего города в рабочих руках). Это совершенно нормальное и прогрессивное явление, приобщающее массы крестьянского населения к науке, культуре, ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕЕ крестьян в рабочих, служащих, ученых и т.д. При современных способах обработки земель, при современной сельскохозяйственной технике для «прокорма» страны не требуется такое обширное крестьянство, как раньше. Зато обществу для развития культурных, промышленных сил требуются квалифицированные рабочие, ученые, служащие и т.д.
Процесс этот протекал приблизительно сходно, как в капиталистических, так и в «социалистических» странах, и был обусловлен одним и тем же принципом «необходимости». Отрицать его прогрессивность и говорить, что произошел «поворот не туда», так же бессмысленно, как сожалеть об античном расцвете культуры, призывая при этом, для его «повторения», восстановить рабство.
Как Кара-Мурза видел осуществление «развития малых городов и сел» - совсем непонятно. Хватать что ли за шкирку и засовывать человека в село под дулом пистолета или отнимать у колхозников паспорта? То, что предлагает Сергей Георгиевич, глубоко утопично и экономически просто бессмысленно.
Поясню на одном ярком примере. Возьмем университеты. Возможно ли в каждом селе или малом городе разместить несколько высших образовательных учреждений разных профилей, обеспечить их необходимыми человеческими и материальными ресурсами? Нет, это абсолютно исключено. Значит, мы приходим опять к ситуации, когда такой комплекс учреждений будет существовать в каком-то крупном городском центре. А это значит, что молодежь из «малых городов и сел» неизбежно будет пополнять студенческое население «мегаполисов», и многие после конца обучения останутся в нем работать и жить. В советское время эта проблема с грехом пополам решалась распределением. В капиталистических странах так же половинчато решается теми более привлекательными компенсациями и перспективами карьерного роста, которые часто предлагают столичным выпускникам периферийные предприятия, озабоченные нехваткой специалистов.
А медицинское обслуживание? Возможно ли создать в каждом малом городе или селе современный кардиоцентр и т.д.?
Огромное значение имеет развитая инфраструктура мегаполиса, более высокий культурный уровень, меньший произвол местных властей, большие возможности «найти себя» и т.д. Рост столиц во многом обусловлен появлением большого количества хозяйственных, политических структур, соответствующих СМИ, при капитализме - ростом финансовых институтов, громадным расширением сферы услуг, которая удовлетворяет возросшие запросы населения и т.д.
Кстати, во многом прогрессивное значение крупного города состоит в том, что он размывает и уничтожает остатки родовых отношений, характерных для крестьянства, и таким образом он нивелирует НАЦИОНАЛЬНЫЕ различия. Вместо специфической национальной культуры возникает ОБЩЕГОРОДСКАЯ культура (хотя бы в области быта, а часто и языка), вызванная ОБЩИМИ условиями жизни. Люди в разных концах земного шара, попадая в мегаполис, подвергаются воздействию одних и тех же особенностей человеческого общежития, и таким образом стираются те грани, которые РАЗДЕЛЯЮТ людей, мешают ПОНИМАНИЮ, ОБЪЕДИНЕНИЮ. Сегодня, при капитализме, можно видеть в этом нечто ужасное, демоническое, «противоестественное». Точно так же когда-то народники видели нечто ужасное в концентрации производства и необходимой для этого концентрации пролетариата.
Но концентрация рабочих при социалистической системе, при всем ее несовершенстве, сыграла совсем другую роль. Представьте себе отражение фашистской угрозы без концентрации производственных мощностей (и здесь нельзя не признать заслуги индустриализации сталинского периода, несмотря на ее дикие перекосы). Что, врага бы остановили «литургические крестьяне», расселенные по малым городам? Да и вообще, невозможно было бы достичь нынешнего мирового роста промышленности БЕЗ концентрации производства.
Мегаполис расширяет во много раз человеческие контакты, позволяет человеку обмениваться мыслями с другими людьми в темпах, в сотни раз превосходящих «деревенские». Разрываются родовые связи, и человек уже не видит своей опоры в РОДСТВЕННИКАХ, а видит в единомышленниках, что является громадным шагом вперед.
Конечно, процесс это затяжной, все происходит не так быстро, как кажется. Так, например, небольшие национальные конгломераты в большом городе чужой страны (как и крестьянско-родовые образования в мегаполисе родной страны) имеют свойство создавать свои микрообщины, но и они с течением времени, со сменой поколений размываются под напором городской культуры. Это глубоко прогрессивное явление, уничтожающее такие отвратительные пережитки первобытно-общинного строя, как «землячество», помощь в трудоустройстве родственникам (невзирая на их реальные способности), пережитки некоторых реакционных национальных традиций (принуждение к браку, кровная месть и т.д.). Стеная о «разрушении национальной культуры», не стоит забывать о всем разнообразии некоторых негативных черт различных национальных культур (которые проявляются, в основном, на бытовом уровне).
Действительно важные достижения национальных культур фиксируются в городах в виде книг, аудио и видео записей, музеев и т.д. Унифицируются «бытовые национальные черты» и то, в основном, те, которые не укладываются в контекст «общегородской культуры», то есть мешают вживаться в общий уклад, являются консервативными, устаревшими. Конечно же, это достаточно примитивная схема, не учитывающая ни классовую дифференциацию городской среды, ни многие другие факторы, но, надеюсь, к подробному ее разбору мы вернемся позже.
Во всяком случае, очевидно, что спихивать все на ошибки «марксистов с расщепленным сознанием» и мечтать в разрезе «если б я был король», как минимум, несерьезно.
Если же говорить о будущей судьбе мегаполисов, возможно, то усовершенствование средств коммуникаций, которое мы наблюдаем сегодня (онлайн-обучение, удаленная работа через Интернет и т.д.), усовершенствование и удешевление средств транспорта, увеличение роли «нефизического» труда в развитии производительных сил общества будет вести к милому сердцу автора РАЗУКРУПНЕНИЮ больших городов. И это опять-таки будет происходить не по «велению сверху», а из-за изменения ОБЪЕКТИВНЫХ предпосылок.