Назад Домой Вверх Дальше

horizontal rule

Заметки по книге С.Г.Кара-Мурзы "Советская цивилизация"

5. Была ли революция крестьянской?

5.4. Новый этап гражданской войны: крестьянские восстания 1920-1921 годов.

Практическая реализация «деятельного проекта, вытекающего из обыденных жизненных надобностей» (С.Г.Кара-Мурза) к 1921 году довела голодающее Поволжье и юг Украины до людоедства и привела страну к новому этапу гражданской войны – крестьянства против большевиков. Восстали крестьяне Тамбовской губернии. Забастовали рабочие Петрограда. Взбунтовался Кронштадт, выставив страшный для большевиков лозунг: «за Советы, но без коммунистов». Один этот лозунг говорит, до какой степени коммунисты-ленинцы утратили право выступать от имени народа, и какое отношение они имели к Советам.

В начале 1920 года военное положение сохранялось в 36 губерниях: там шла крестьянская война. В феврале - марте вспыхивает крупнейшее восстание в Поволжье и Уфимской губернии - "вилочное восстание". Как и другие восстания, оно было вызвано проведением продразверстки - когда выгребался весь хлеб до остатка и крестьяне обрекались на голодную смерть. В восстании участвовали русские, татары, башкиры. Их армия насчитывала 35 тысяч человек (а по некоторым донесениям ЧК - 400 тысяч). При подавлении восстания применялась артиллерия, бронепоезда. По официальным данным, потери восставших - 3 тысячи человек убитыми и ранеными.

В июле крестьянская война вспыхнула в Заволжье и на Урале. Ее вождем стал популярный командир Красной Армии, награжденный орденом Красного Знамени, Сапожков. Движение получило название "сапожковщина". Оно охватило Самарскую, Саратовскую, Царицынскую, Уральскую, Оренбургскую губернии. Сапожковцы заняли Бузулук. Из сводки ЧК: "Была объявлена запись добровольцев, проходившая с большим наплывом крестьян. На подавление были брошены все наличные силы этого района". Ленин требовал: "...от селений, лежащих на путях следования отрядов сапожковцев, брать заложников, дабы предупредить возможность содействия". К сентябрю основные силы движения были разгромлены.

Крестьянское восстание в Тамбовской губернии («антоновщина») как массовое движение началось с отказа сдавать хлеб и разоружения продотрядов, появившихся в деревне в августе 1920 г. Огонь восстания распространился по губернии с непостижимой для местных властей быстротой. Партизанский способ ведения боевых действий повстанцев, успевавших под натиском красноармейских частей скрыться и просто раствориться в крестьянской среде, пульсирующий характер движения обеспечивали успех на первых порах. Повстанцы образовали своеобразную "крестьянскую республику" на территории трех уездов с центром в с. Каменка, Вооруженные силы А.С.Антонова сочетали принципы построения иррегулярной армии (2 армии в составе 21 полка, отдельная бригада) с регулярными вооруженными отрядами.

Повстанцы уничтожали средства связи, портили железные дороги, грозили совхозы и коммуны, с особой яростью убивали коммунистов и советских работников из крестьян. Объективно говоря, по части жестокости обе стороны не уступали друг другу.

В целом организация и руководство антоновцев оказались достаточными для успешных военных действий партизанского типа - при наличии прекрасных природных укрытий, при теснейшей связи с населением и его всемерной поддержке, при отсутствии необходимости в глубоких тылах, обозах и т.п. Конкретность и наглядность целей и результатов военных действий повышали боевой дух армии и привлекали к ней новые силы: число бойцов в антоновском войске в феврале 1921 г. достигло 40 тыс. К тому времени повстанческое движение достигло наибольшего размаха, стало находить отклик в пограничных уездах Воронежской и Саратовской губерний. С того же времени перешла к решительным действиям против антоновцев и Советская власть. Ликвидация фронтов против Польши и Врангеля позволяла ей двинуть на Тамбовщину крупные и боеспособные воинские контингенты, технику, включая артиллерию, бронечасти, самолеты. Численность правительственных войск быстро растет: к началу января 1921 г. она приближалась к 12 тыс. человек, к началу марта - превысила 40 тыс., а к началу июня - была уже более 100 тысяч.

Попытки выйти за локальные рамки, призывы к всероссийскому восстанию крестьян оказались тщетными. Антоновцы были силой только в своих уездах, рядом с родным домом. Когда же теснимые войсками под командованием М. Н. Тухачевского антоновские армии оказались в Пензенской губернии, то были разбиты в первом же бою. Антоновщина - типичное крестьянское восстание с типичным финалом - военным разгромом при выходе из родных мест.

В мае начался военный разгром антонщины. Стратегия этого разгрома состояла в полном и жестком осуществлении военной оккупации повстанческих местностей, установлении назначенного сверху управления, включавшего в свой состав представителей армии и чека, уничтожении хозяйств и домов участников, взятие заложников (одиночками и целыми семьями), создание концентрационных лагерей и репрессии вплоть до расстрела за неповиновение, укрывательство "бандитов" и оружия.

Приказ № 171 от 11 июня 1921 г., вводил расстрелы заложников в "бандитских" селах до полного подчинения и выдачи "бандитов" и активного участия против "бандитизма". Методы подавления крестьянского восстания, особенно приказ № 171 вызвали протест даже в высших слоях большевистского руководства. 18 июля приказ был отменен. Однако, как свидетельствуют документы, и в дальнейшем - вплоть до глубокой осени 1921 г. - применялись и расстрелы за неповиновение, и артиллерийские обстрелы, и даже газовые атаки мест скопления вооруженных сил антоновцев.

Документы обнаруживают необычные обстоятельства, подчеркивающие подлинный трагизм ситуации: в противоборстве оказались армии, одинаковые по составу: крестьянские, одинаково организованные (включая комиссаров, политотделы и т. п.), присягавшие красному знамени, как знамени революции, боровшиеся "За победу настоящей революции!" И между этими армиями вооруженная борьба в обществе достигла наибольшего накала, стала борьбой на взаимное уничтожение.

Из документов тех времен:

Листовки и воззвания Союза трудового крестьянства.

"Почему не смогут большевики победить Антонова"' (выдержки) [Полный текст]

 «Почти шесть месяцев тому назад в нескольких уездах Тамбовской губернии началось крестьянское восстание. Измученные гнетом советского самодержавия, разоренные дотла государственной разверсткой, доведенные до отчаяния безудержным разгулом местных коммунистов и различных наезжих агентов, распухшие от лебеды крестьяне, наконец, не выдержали и чуть ли не с голыми руками бросились на своих угнетателей. С вилами и топорами они грудью пошли на винтовки, пулеметы и орудия. И через несколько дней у повстанцев уже были и винтовки, и пулеметы. Вместо отдельных небольших шаек, что были в августе и сентябре месяце, мы видим десятки конных полков, прекрасно вооруженных, с пулеметами и даже орудиями. Полки эти постоянно передвигаются, шутя отбивают все нападения на них красных и с каждым днем все растут и растут. 

Несмотря на все старания большевиков очернить крестьянское движение всякими гнусными и клеветническими измышлениями, несмотря на позорные названия (бандитов и разбойников), которыми они называют повстанцев, все отлично знают, что повстанцы - это подлинное трудовое крестьянство, которое своим горбом кормило и кормит всю Россию, у которого с рук не сходят мозоли. Измученные и истерзанные, и голодные эти землеробы грудью поднялись на своих угнетателей и решили: или умереть, или победить, поворота назад нет и быть не может, вот их девиз. У повстанцев есть идея - свободная жизнь в свободном государстве. Идя в бой, они твердо знают, за что они умирают, и в этом их сила. 

Храбрые с бабами и стариками, мобилизованные при одном приближении партизан бросают винтовки и сдаются без боя. Коммунисты отчаянно сражаются, зная, что их ждет печальная участь, но что может сделать десяток-другой даже отчаянных храбрецов против превосходных сил повстанцев? Угрозами, расстрелами коммунисты заставляют идти мобилизованных в бой, а те при первом же удобном случае бросают оружие. Вот откуда повстанцы приобретают себе десятки тысяч винтовок, пулеметов, миллионы патронов, седел и прочее снаряжение. …Собрать же отряды из одних коммунистов большевики не смогли и не смогут, так как охотников подставлять свои лбы под пули среди них немного. Быть комиссаром - пороть плеткой стариков и баб, пьянствовать, ходить в дорогих шубах и золоте - вот настоящее занятие коммунистов, а драться с партизанами они посылают мобилизованных. Что сделали большевики для того, чтобы подавить народное восстание? Ровным счетом ничего, а все, что они сделали, это только раздувало пожар. Беспощадные расстрелы, избиение правых и виноватых, бессмысленные поджоги домов и хлеба, дикий грабеж имущества и крестьян, увод заложниками всех не принимавших участия в движении, - все это повело к тому, что самые робкие вынуждены были идти к повстанцам. Дома остались старые да малые. Большевики теперь и сами поняли, что они натворили и своими последними приказами (отмена расстрела, реквизиций и тому подобное) хотят привлечь на свою сторону крестьянство. Волков в овечьей шкуре крестьяне умеют угадывать.

Волна народного гнева смоет с русской земли весь навоз, называемый большевизмом, и на очищенной земле полновластный хозяин земли Русской - Учредительное собрание даст исстрадавшемуся крестьянству не только землю, но и волю.»

[РГВА. Ф.9. Оп.28. Д.661. Л.32 - 38. Рукопись. Оригинал. ]

Кого-то может смутить в этом документе упоминание об Учредительном собрании – ведь принято считать, что к 1921 году про него уже и думать забыли. Но на оригинале документа есть помета комиссара дивизии ВЧК Кобзева: "Писавший эти прокламации застрелен в овине близ с.Озерок Тамбовск.губ., причем на нижнем обрезе настоящего оригинала имеется кровь убитого". Не в Париже эти листовки писались…

«Мобилизованным красноармейцам» (выдержки) [Полный текст]

 «Опомнитесь, друзья мобилизованные! Коммунисты всех нас бросили в бездну нищеты и дикого произвола. Народ поголовно превратился в нищих, но коммунисты не видят этого, ибо глаза их помутнели от крови невинно расстрелянных жертв. Народ, как покорный раб, молил о пощаде и снисхождении, и они не слышат это, ибо уши их оглохли от стона и вопля обиженных. Народ взывал к разуму, но разума у них нет или не было, или он тоже помрачился от ужаса действительности.

Раскалывая как горшки наши головы, ломая кости, коммунисты целых три года обещают построить новый мир, но теперь мы уже поняли, какой будет этот новый мир, он будет пустынен и мрачен, населять его будут не свободные и счастливые люди, а голодные, голые и безгласные рабы. Мы не хотим больше, чтобы коммунисты грабили нас и издевались над нами.

Товарищи мобилизованные! Пусть ваш и наш голос негодования сольются в один общий клич: "Смерть коммунистам, да здравствует общее вооруженное восстание трудового крестьянства и всех угнетенных против коммунистов-насильников!"

Мы, крестьяне, сделали это и взялись за оружие. Лицемеры-коммунисты назвали нас бандитами, надеясь этим опозорить нас в глазах наших братьев и поднять на борьбу с нами трудовой же народ.

Не верьте им, прохвостам, ибо они нагло и бессовестно лгут, как жид за копейку барыша. Мы не бандиты, а восставший вооруженный народ - народная армия.»

[Архив УФСК РФ по Тамбовской области. Д.4306. Т.4. Л.239. Копия. РГВА. Ф.9. Оп.28. Д.661. Л.41 - 42. Рукописный экземпляр. ]

А вот документ с другой стороны фронта, расколовшего русский народ:

Обзор особого отдела губчека о зарождении и развитии повстанческого движения во главе с Антоновым. (выдержки) [Полный текст]

 «… в 1920 г., в связи с частичным неурожаем, началось усиленное взимание разверстки, доходившее в некоторых местах Тамбовской губернии до геркулесовых столпов и своими методами не уступая методам инквизиций. Это привлекло к Антонову симпатии крестьян, и движение начинает все больше и больше расширяться, двигаясь гигантскими шагами вперед.

Сель- и волсоветы, наполненные кулаками и середняками, "любителями частной собственности", симпатизировали Антонову, оказывали ему содействие и в большинстве не принимали никаких мер для борьбы с ним. … Продразверстка процветала, деятельность отдельных советских и партийных работников - любителей крестьянских перин, самоваров и лошадей - оставалась безнаказанной, эсеровская агитация увеличивалась, в Центре были заняты внешними фронтами, борьбой с более сильным врагом, а местные власти, сидя на своеобразной Шипке, думали, что все спокойно. И вследствие этого спокойствия борьба с Антоновым была крайне нерешительна. Части, действовавшие против него, только усиливали, но не ослабляли мощь Антонова. Абсолютно не отвечающие своему назначению, без признаков боеспособности и недисциплинированные, политически не обработанные части ВНУС быстро разлагались и часто не только разбегались при встрече с Антоновым, но переходили на сторону Антонова, увеличивая как численный кадр людей, так и запасы его снаряжения, его вооружения. 

[Мы видим, что в листовке повстанцы не бахвалились, излагая историю движения. Чекисты говорят то же самое – Д.Н.]

…Уже при обзоре причин восстания ясно было, что отношение населения к партизанам было сочувственное. Были случаи встречи партизан со слезами на глазах, как избавителей от ига коммунистов. Первое время при созыве партизанами общего собрания граждан таковые шли на собрание охотно, выносили после речи ораторов резолюции, в которых выражали сочувствие партизанам, давая слово идти рука об руку на борьбу с коммунистами. Оказывали им всяческую поддержку не только материальную и техническую, но массами шли добровольцами в их ряды. При нападении на наши части оказывали содействие, разбирали железнодорожные полотна, грабили совхозы, служили партизанам в качестве шпионов, разведчиков, указывали партизанам местонахождение коммунистов и лиц, сочувствовавших Соввласти. Так продолжалось почти все время, пока не начались, с одной стороны, решительные действия по борьбе с Антоновым, и с другой - пока некоторые мелкие части партизан все чаще и чаще стали превращаться в бандитов-подорожников.

…Граждане в ряды партизан привлекались путем агитации и воззваний. Советские склады, совхозы и т.п., разграбленные полками, шли на нужды партизанской армии, и были случаи раздачи [имущества] населению, производилась борьба с продотрядами красных, действовавших по выполнению государственной разверстки, уничтожали коммунистов и т.п., чем, конечно, завоевали симпатию населения.

[Не могу не прокомментировать. Знали чекисты, чем можно завоевать симпатию населения – Д.Н.]

Рассматривая схему организации армии и его учреждения, взаимоотношения с СТК [Союзом трудового крестьянства – Д.Н.], нужно констатировать тот факт, что вся она скопирована почти до мельчайших подробностей строения Красной Армии. Так же, как во главе и руководящим началом строительства Красной Армии является РКП, так и руководящим началом Главного оперативного штаба Антонова является губком СТК. Для руководства политической работой в Красной Армии имеются политотделы, проводящие партийную линию по заданиям ПУРа, такие же политотделы имеются и в армии Антонова. Столь же ненавистные для мелкой буржуазии "комиссары державия", против которых эсеры направляют все свои "стрелы". Такие же политкомы имеются в каждом полку и у Антонова. Политруки и политработники у нас, политработники и агитаторы - у Антонова. Полковые суды тоже скопированы у нас, по образцу наших полковых судов, а высшие, как бригадные, дивизионные, армейские, - по образцу реввоентрибуналов.

…При появлении партизан в селах, волостях и деревнях немедленно созывается общее собрание граждан, которые в большинстве своем идут охотно. Выступающий оратор своей речью представляет гражданам печальную картину положения страны, благодаря трехлетней власти коммунистов и целесообразности выступления крестьян, граждане, проникнувшись словами ораторов, выражают свое глубокое сочувствие (как они выражаются в оперсводках) благому начинанию "освобождения" трудового населения от "ига" коммунистов и выносят резолюции (чуть ли не на каждом собрании): "Горячо приветствуем и приносим сердечную благодарность повстанцам, которые горят желанием освободить народ из-под ига, рабства, и даем слово в тесной связи плечо с плечом идти бодро и смело на борьбу и на помощь организованным путем восставшего народа, дабы этим защитить себя от новых нападений. Смелым натиском сбросим оковы порабощения незаконных, нечеловеческих коммунистических грабежей, зверских поступков и репрессий". По окончании митинга во многих селах записываются добровольцы и сейчас же производится организация (в случае неимения) комитетов СТК и формирование местного отряда.

По нашему мнению, Антонов не является ни правым, ни левым эсером, а просто эсером, помнившим программу 1917 года и остановившийся на ней; оторванный от центральных органов, не имея с ними никакой связи, без идейного руководительства он остался на "той же позиции". …В программе СТК говорится об объединении со всеми силами, борющимися против коммунистов, лозунг, под которым обеими руками подпишутся и кадеты, и монархисты. И действительно, для Антонова и его сподвижников нет никакого сомнения в правильности подобной позиции.»

[Архив УФСК РФ по Тамбовской области. Д.4306. Т.4. Л.14-20. Подлинник. ]

В январе 1921 года началось восстание в Западной Сибири: в Тюменской губернии и в частях Челябинской, Екатеринбургской, Омской губерний. Была проведена мобилизация и создана армия численностью около 100 тысяч человек. Повстанцы захватили многие крупные города, в частности Тобольск, где выпускали свою газету. Против них были брошены крупные части. В основном восстание было подавлено к апрелю 1921 года.

Самое устрашающее впечатление на большевиков произвело восстание матросов в Кронштадте. На его подавление была брошена даже часть делегатов съезда РКП(б) – по-видимому, для более глубокого практического уяснения ими политической обстановки.

Резолюция общего собрания команд 1-й и 2-й бригад линейных кораблей (выдержки) [Полный текст]

 «1. Ввиду того, что настоящие Советы не выражают волю рабочих и крестьян, немедленно сделать перевыборы Советов тайным голосованием, причем перед выборами провести свободную предварительную агитацию всех рабочих и крестьян.

2. Свободу слова и печати для рабочих и крестьян, анархистов и левых социалистических партий.

3. Свободу собраний и профессиональных союзов и крестьянских объединений.

5. Освободить всех политических заключенных социалистических партий, а также всех рабочих и крестьян, красноармейцев и матросов, заключенных в связи с рабочими и крестьянскими движениями.

8. Немедленно снять все заградительные отряды.

11. Дать полное право крестьянам над всею землею так, как им желательно, а также иметь скот, который содержать должен и управлять своими силами, то есть не пользуясь наемным трудом.

15. Разрешить свободное кустарное производство собственным трудом.»

Резолюция принята бригадным собранием единогласно при двух воздержавшихся. Резолюция принята подавляющим большинством всего гарнизона Кронштадта. Резолюция была оглашена на общегородском митинге 1 марта в присутствии 16 000 граждан и принята единогласно. Вместе с т. Калининым голосуют против резолюции председатель Кронштадтского исполкома т. Васильев и комиссар Балтфлота т.Кузьмин.

[Правда о Кронштадте. Прага, 1921. С. 7-8. Источник: История России. 1917 - 1940. Хрестоматия / Сост. В.А. Мазур и др.; под редакцией М.Е. Главацкого. Екатеринбург, 1993]

В Кронштадтском восстании как в зеркале отразилось отношение рабочих, крестьян, матросов и солдат к большевистскому правительству. Коммунистические идеологи преподносили его как акцию эсеров, меньшевиков, анархистов и белогвардейцев, которые, якобы воспользовавшись ослаблением большевистской организации в Кронштадте, развернули среди «серых в политическом отношении матросов бешеную агитацию против продразверстки». На восставших кронштадтцев навесили стандартный ярлык «мятежников». Авторами этой оценки были Ленин и Троцкий, подписавшие 2 марта 1921 года соответствующий приказ.

Между тем причины и социальные корни этого исторического восстания вскрыты авторами статей, опубликованных в кронштадтских «Известиях» в марте 1921 года. Так, 8 марта газета писала: «Гнуснее и преступнее всего созданная коммунистами нравственная кабала: они наложили руки и на внутренний мир трудящихся, принуждая их думать только по-своему, прикрепив рабочих к станкам, создав новое рабство. Сама жизнь под властью диктатуры коммунистов стала страшнее смерти. Здесь поднято знамя восстания для освобождения от трехлетнего насилия и гнета, владычества коммунистов, затмившее трехсотлетнее иго монархизма». [«Известия Временного Революционного Комитета Матросов, Красноармейцев и Рабочих г. Кронштадта».  1921. 8 марта. Цит. по: А.А.Арутюнов. Досье Ленина без ретуши. М., “Вече” 1999]

«Советское» правительство утопило кронштадтское восстание в крови. Были уничтожены 11 тысяч восставших и сочувствовавших им. Понесли потери и каратели. Газета «Последние новости» сообщала, что войска Петроградского гарнизона с 28 февраля по 6 марта потеряли погибшими 2500 человек. Бежавшие из Кронштадта в Финляндию матросы говорили, что расстрелы совершались прямо на льду перед крепостью. Только в городе Ораниенбауме было расстреляно 1400 человек. [Последние новости», № 281. 1921. 6 октября.].

Из документов тех времен видно, что главное требование крестьян – свобода торговли. Крестьяне хотели быть полновластными собственниками созданного ими продукта и свободно торговать им на рынке. Они готовы были делиться с государством – но не собирались батрачить на государство.

«Спаситель страны», почувствовав слишком близко к груди осиновый кол, занервничал, но не потерял голову. Был провозглашен НЭП, и крестьянство получило то, чего добивалось – сначала замены продразверстки продналогом и свободы продуктообмена, а затем и свободы торговли хлебом. Гражданская война закончилась летом 1921 года – победой крестьян над коммунистами. Русский народ с оружием в руках отторг военно-коммунистическую практику вместе с ее теорией. Ведь как известно, победитель в войне - не тот, кто выиграл больше сражений, а тот, в чьих интересах устраивается послевоенный мир.

Ну что же, подведем итоги. Опасения Ленина весной 1917 года были небезосновательны. Крестьянство в полной мере проявило свою двойственную природу. Оно поддерживало большевиков, когда шла речь о дележке чужой земли, и сопротивлялось изо всех сил, когда покушались на плоды его труда. Стратегические цели большевиков и крестьянства не совпадали. Крестьянству нужна была свобода торговли, но производить крестьяне могли только на земле. Поэтом крестьяне временно готовы были терпеть, и даже поддерживать большевиков, как гарантов их права на землю. Большевики же стремились к обобществлению производства, к ликвидации не только торговли и денежного обращения, но даже и продуктообмена, пытались перейти к непосредственному социалистическому распределению – но, столкнувшись с жестким сопротивлением крестьянства, отступили.

И.Р.Шафаревич писал:

 «На самом деле произошло столкновение двух несовместимых жизненных установок. С одной стороны - марксистской, социалистически-коммунистической, видящей идеал в обществе, построенном как грандиозная машина из человеческих элементов. Бухарин описал его как "трудовую координацию людей (рассматриваемых как "живые машины") в пространстве и времени". Ленин планировал труд рабочего: "отбытие 8-часового "урока" производительной работы" при условии "беспрекословного повиновения масс единой воле руководителей трудового процесса". А с другой - восприятие жизни крестьянина, выросшее из глубокой древности, основанное на индивидуально-творческом труде в единстве с Космосом. Ненависть к крестьянству заложена в марксизме, начиная с самых его истоков. Маркс и Энгельс называли крестьян "варварской расой", "варварством среди цивилизации", писали об "идиотизме деревенской жизни". В "Коммунистическом манифесте" говорится: "Общество все более раскалывается на два больших враждебных лагеря, на два больших, стоящих друг против друга класса - буржуазию и пролетариат". Наличие крестьянства было бьющим в глаза противоречием этой концепции. Недаром Маркс назвал крестьян "неудобным" (или "неправильным") классом. Ленин называл крестьян "реакционным классом", классом "с сохраняющимся, а равно возрождающимся на его основе капитализмом".

На IX съезде партии в 1920 году Троцкий предложил широкий план "милитаризации" экономики. Доклад был представлен от ЦК, и к тексту имеется ряд одобрительных заметок Ленина. Идея заключалась в организации "рабочей силы" по военному образцу, в виде "трудармий". По поводу "милитаризации" на съезде развернулась оживленная дискуссия. Противником плана Троцкого выступил В. Смирнов. Но оказывается, вся дискуссия шла лишь о том, можно ли эту форму организации "рабочей силы" применять в промышленности, к пролетариату. Троцкий говорит: "Мы мобилизуем крестьянскую силу <...> Здесь слово "милитаризация" уместно, но, говорит т. Смирнов, если мы перейдем в область промышленности..." Вот только здесь и возникали разногласия, а по поводу крестьян все были единодушны. Да Троцкий и прямо называл крепостное право "при известных условиях прогрессивным".

Бухарин уже в период нэпа называл крестьян "курицей, которая должна превратиться в человека". Пропитанные этой идеологией партийные вожди, руководители продотрядов и военных частей и набросились на крестьян как на самых заклятых врагов, как на нелюдей. Крестьянская война была войной за существование крестьянства. Речь шла о "ликвидации крестьянства как класса". И понадобилось три года, чтобы через этот порыв ярости, сознание чуждости и даже несовместимости крестьянства и новой власти (я не могу назвать ее Советской властью, так как большинство ее противников в крестьянской войне тоже выступали под лозунгом Советов) пробилось понимание, что победить в тот момент вряд ли можно, а победа означала бы общую гибель. Тогда и был введен нэп, идеи которого циркулировали уже несколько лет до того. На время землю, а точнее, свое существование крестьяне защитили.» [И.Р.Шафаревич. Русские в эпоху коммунизма. «Москва» № 10, 1999 г.]

Это суровая и жестокая картина нашего прошлого, рассмотренного в одном лишь разрезе – отношения власти и крестьянства. Картина более чем далека от идиллической. И укладывается она буквально в одну фразу: «Эксперимент не удался». Крестьянство не захотело идти по «некапиталистическому пути развития», оно отстояло свою землю, свои хозяйства и свой хлеб, отбило свое добро у белых и у красных. За три года гражданской войны народ вдоволь надругался над собой и над своими святынями, преступил все Божеские и человеческие законы. Произошел надлом в сознании и мировосприятии миллионов людей, запретное стало не только разрешенным, но и поощряемым. Мораль в 90% случаев вынуждена была отступать перед целесообразностью. Русский народ непоправимо, на многие десятки лет осквернил саму свою душу. Во имя чего? Чтобы снять реальные или кажущиеся тормоза с развития производительных сил? Чтобы предотвратить национальную катастрофу – но что грозило стране худшего, чем то, что с ней тогда случилось?

Надо подвести итог и по главам «Советской цивилизации», посвященным временам от октябрьской революции до конца гражданской войны. Мы имеем дело с попыткой грубой фальсификации отечественной истории, основанной на сокрытии фактов, тенденциозном их истолковании и многословных пустопорожних рассуждениях. С.Г.Кара-Мурза сложную, противоречивую и трагическую картину гражданской войны и жесточайшего классового конфликта пытается засунуть в измышленную им схему «цивилизационного выбора» между «традиционным» и «гражданским» обществом, неуклонно руководствуясь принципом: если факты противоречат теории, то тем хуже для фактов! Попытка скрыть классовую направленность коммунистической «диктатуры пролетариата» против среднего и зажиточного крестьянства, представить ее последовательной защитницей трудового крестьянского уклада сделана не без художественной виртуозности, но с грубыми заплатами на месте зияющих в «теории» автора дыр. Вне нашего внимания остались разделы, посвященные деятельности ЧК, красному террору, отношениям власти с церковью – но я уверен, что и там любого вдумчивого читателя ждут «откровения» того же рода, и столь же «деликатное» отношение к цифрам и фактам. Особый колорит и аромат работе автора придают лирические отступления, посвященные поливанию грязью ценностей современного общества, и призванные оправдать в глазах читателя все творимые коммунистами преступления того жестокого времени (преступлениям противоположной стороны автор оправдания не находит и не считает нужным искать).  В целом главы 3-6 «Советской цивилизации» могут быть рекомендованы как практическое пособие по направленному манипулированию сознанием читателя.

Закончить же данный обзор событий времен гражданской войны хотелось бы словами С.Г.Кара-Мурзы: «Мы логично подошли к выводу, что «палаческим» политическим проектом надо считать тот, который при воплощении его в жизнь вызывает самое упорное сопротивление народа.»

© Дмитрий Ниткин 2002

horizontal rule

        Использованные материалы и полезные ссылки:

А.А.Арутюнов. Досье Ленина без ретуши. М., “Вече” 1999 http://www.rus-sky.org/history/library/arutnv1.htm

Был ли у России выбор?  (Н.И.Бухарин и В.М.Чернов в социально-философских дискуссиях 20-х годов). М., 1996. http://www.philosophy.ru/iphras/library/soc_phil.html

Г.Ф. Доброноженко. Классовый противник диктатуры пролетариата: крестьянская буржуазия или мелкобуржуазное крестьянство (идеология и практика большевизма 1917-1921 гг.) http://socnet.narod.ru/Rubez/10-11/dobronozg2.htm

История России. Документы. http://klio.webservis.ru/doc.htm

Крестьянское восстание  в Тамбовской губернии в 1919 - 1921 гг.  «Антоновщина». Документы и материалы. Тамбов, 1994 (интернет-версия)http://www.tstu.ru/win/kultur/other/antonov/titul.htm#soder

Латов Ю.В. Экономика вне закона. (Очерки по теории и истории теневой экономики). М.: Московский общественный научный фонд, 2001. /Глава 6. Неформальная экономика в истории России ХХ века http://ie.boom.ru/Latov/Monograph/Chapter6.htm

Очерки истории Самарского края. В годы гражданской войны. http://historypovol.narod.ru/library/samregion/texts/text8.htm

Тоталитаризм в Европе в ХХ в. М., 1996 // А.В.Шубин. Российская революция и тоталитаризм. http://history-futur.newmail.ru/tot.htm

И.Р.Шафаревич. Русские в эпоху коммунизма. «Москва» № 10, 1999г. http://www.moskvam.ru/1999/10_99/shafar.htm

А.В.Шубин. Вызов XX веку. Социалисты в российской революции 1917 - 1921 гг.
http://history-futur.newmail.ru/VizovXXSocialist.htm

horizontal rule

Назад Домой Вверх Дальше

Используются технологии uCoz