В параграфе «Телевидение и создание реальности» автор говорит о том, что современное ТВ создает новую реальность, в частности реальность насилия. Причем делает однозначный, не допускающий иных толкований вывод:
Если телевидение не отражает, а создает реальность, значит, его никак нельзя сравнивать с безобидным зеркалом, на которое неча пенять.
Это не совсем так. Можно сказать, что телевидение искажает реальность, часто выражает классовые интересы хозяев, часто лжет, но, заявлять, что оно только СОЗДАЕТ реальность, и ничуть ее не отображает – это неверно. Во-первых, ТВ – это только технический инструмент. Если дикарь безжалостно терзает струны скрипки работы Страдивари, и оттого она издает совершенно дикий визг, то виновата не скрипка, а «музыкант». Автор забывает об огромной просветительской роли ТВ, которое распахнуло «окна в мир» перед миллионами. Мы же не демонизируем книгопечатание только потому, что теперь издаются маринины и прочие корецкие. Всякое явление, в том числе и современное, необходимо рассматривать в его историческом контексте, в контексте того общественно-политического строя, в котором оно существует.
Автор приводит различные случаи вредного влияния телевидения:
Осло. Группа 5-6-летних детей на лужайке недалеко от дома забила насмерть одну из подружек. Она в игре представляла ту черепашку-ниндзя, которую в последней передаче все били.
Валенсия. 20-летний юноша, переодевшись черепашкой-ниндзя, ворвался в соседний дом и зарезал супружескую пару и их дочь.
Нью-Йорк. Малолетние приятели, посмотрев вместе средний боевик, наказали такого же малолетнего сына хозяев квартиры за то, что он отказался стащить для них конфеты из шкафа. Они подержали его за руки за окном 12-го этажа, требуя уступить. Поскольку он не отвечал (наверное, был уже в шоке), они разжали руки
Таких сообщений поступает все больше и больше. И во всех случаях идет речь о совершенно нормальных детях из среднего класса. Они просто уже живут в «обществе спектакля» и не могут отличить жизни от того, что видят на телеэкране.
Можно взять практически любое общественное явление и привести какие-то подобные случаи. Например, вспомнить роман «Страдания юного Вертера», после которого Гёте обвинили в том, что он «спровоцировал эпидемию самоубийств». Можно вспомнить христианство и миллионы людей, которые отрешились от земного и занимались «истязанием плоти» (кстати, вполне взрослые люди). Да и сегодня вполне хватает самых разных тоталитарных сект, основанных именно на вере в Христа. Вспомните, как извратили того же Ницше нацисты. Можно привести намного большее количество примеров того, как дети, практически никогда не смотревшие телевизор, дети-беспризорники, совершали страшнейшие зверские убийства (они-то ведь живут не в «обществе спектакля», а в самой настоящей реальности).
Вряд ли такое поведение можно назвать «стандартом», назвать таких детей «совершенно нормальными» (особенно юноша, который переоделся «черепашкой»). Такие случаи скорее исключение, нежели правило. Повторюсь, почти за любым крупным культурно-общественным явлением можно найти жертв. Подростки иногда совершают убийства под влиянием книг, фильмов, компьютерных игр, музыки и т.д. Но эта причина, лежащая на поверхности, вряд ли является единственной (если вообще является причиной, а не внешним толчком, в качестве которого мог выступить и какой-то другой фактор). И обрушиваться в таких случаях именно на нее, не совсем разумно, как мне кажется.
С автором можно согласиться в том, что ТВ не должно быть полностью общим для детей и взрослых (также, впрочем, как и Интернет-зоны), что должна осуществляться какая-то фильтрация информации по возрастному принципу. Причем инструменты этой фильтрации есть, но использование их зависит, в основном, от самих родителей. А равнять все ТВ под «одну гребенку» - это значит ориентироваться на самый медленный корабль в эскадре, заставлять взрослых смотреть только то, что можно без опасения показать ребенку. Правильно ли это? Сомнительно.
Далее автор упоминает об одном моменте, принципиально неважном, но довольно интересном. Речь идет о видеоряде, который не соответствует или мало соответствует тексту. Автор объясняет это «проверкой нас» со стороны работников телевидения:
А иногда, то ли для проверки нашей тупости, то ли из озорства, но на экране показывают вообще посторонний сюжет - какие-то автомобили, верблюды, городские толпы.
Автор глубоко ошибается. Иногда, возможно, несоответствие видеоряда призвано сформировать у зрителя ту или иную точку зрения. Но чаще всего ТВ-компания просто не смогла получить актуальные кадры: корреспондентов во все страны и города не разошлешь, а покупать видео у информагентств тоже довольно-таки дорого, да и не всегда оно есть. Практически всегда в запасе у телевизионщиков есть какие-то «нейтральные кадры», эдакие «затычки», которые время от времени используются в случаях, когда показывать нечего, а надо. Например, в выпуске новостей говорится об очередном открытии в области компьютерных технологий, сделанных учеными американского университета. Ну что, ТВ-компания будет ради 40-секудного ролика посылать операторов и журналистов колесить по США и делать эксклюзивный репортаж? Нет, просто берется «затычка», в которой ходят серьезные ребята в белых халатах, паяют микросхемы, на мониторах горят какие-то непонятные графики и т.д. Если тщательно и часто смотреть выпуски теленовостей, то вы легко вспомните, что вот, полгода или год назад, ту же самую «затычку» вам показывали в связи с другой новостью. Чем беднее телеканал, тем чаще на нем мелькают одни и те же видеосюжеты с разными текстами.
Автор пишет о «сатанинском начале» ТВ, о том что:
Беззащитным оказался человек перед экраном телевизора. Уже сегодня, на памяти последних лет с его помощью множество людей и целых народов заставили совершить чудовищные по своим последствиям действия.
Хотелось бы отметить, что и без ТВ были способы «заставить» целые народы совершать чудовищные по своим последствиям действия. Вроде бы Гитлер прекрасно обходился без телевидения. Да и другие ужасы в мировой истории свершались не в «обществе спектакля». И вот такие выводы автора кажутся, по меньшей мере, скоротечными и необоснованными:
«Странные» войны 90-х годов приводят к еще более тяжелому выводу: многие кровавые спектакли изначально ставятся как телевизионные. Ни «Буря в пустыне», ни убийство африканеров в ЮАР, ни полет ракеты «Томагавк» к сербскому мосту через Дунай были бы не нужны, если бы они не могли быть показаны по телевидению.
Вопрос, почему не была нужна «Буря в пустыне»? Или в отсутствии телевидения вдруг стала неинтересна кувейтская нефть? Сомнительно, если честно…